key.podolsk@yandex.ru

                      Инстаграм     

                ВКонтакте                       +7-917-55-10-777

 

Главная Наши акции Первое занятие в…

Первое занятие в Школе живописи- БЕСПЛАТНО!!!

ИЗО-СТУДИЯ "ТАЛАНТИЯ"

Внимание!!! В связи с возобновлением занятий по данному направлению

первое занятие - БЕСПЛАТНО!!! 

  Поговорим о левом и правом полушарии в рисовании

или как перестать мыслить шаблонно

и научиться рисовать то, что видишь.

Известная художница, педагог и писательница Бетти Эдвардс,

на семинарах и в книгах которой изложены

базовые принципы обучения рисованию,

опытным путем выделила следующий ключевой принцип:

«Рисование-это комплексный навык,

требующий лишь ограниченного

набора базовых компонентов…

Усвоив компоненты и собрав их вместе,

вы приобретете умение рисовать -

подобно тому, как однажды научились

ходить, читать, водить машину…»

(Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника»)

Пять базовых навыков рисования - это:

1.восприятие краев;

2.восприятие пространства;

3.восприятие соотношений;

4.восприятие света и тени;

5.восприятия целостности образа.

Их достаточно, чтобы

достоверно изображать предметы реальности на бумаге.

При этом существуют еще два базовых навыка, это:

1.рисование по памяти;

2.рисование при помощи воображения.

Суть пяти навыков я объясню на примере чуть позже,

а сейчас разберемся, почему большинство взрослых людей

останавливаются на этапе рисования «детских» закорючек

и решают, что они безнадежны в рисовании.

Детская система символов и ее тирания

Пока ребенок растет и познает мир,

он обобщает получаемую информацию в виде системы символов.

Это дело для «аналитического» левого полушария.

Поэтому в детских рисунках мы часто видим набор условных обозначений:

глаз рисуется как «рыбка» с кружочком посередине,

солнышко - как полукруг с лучиками в углу листа,

дерево - как треугольник с веточками,

люди, животные , дома изображаются как

наборы узнаваемых ребенком символических форм.

Когда человек становится старше,

если он не продолжает развивать свои навыки рисования,

он так и останавливается на этом наборе первичных символов.

Ему говорят: «нарисуй человека»,

он рисует что-то из серии «палка, палка, огуречик».

Конечно, он видит, насколько несовершенно его творение,

и решает, что «рисование-это не мое».

Но дело не в особом даре - нужно просто

сменить способ восприятия действительности.

Художник отличается от «не -художника» умением видеть по-другому.

Переход в правополушарный режим восприятия и о пользе наблюдений.

Задача левого полушария в том,

чтобы создать, облегчить и систематизировать

весь огромный объем информации о мире.

Поэтому оно предлагает нам считать,

что человек это «палка -палка -огуречик» ,

а солнце кружочек с лучиками.

Для реалистичного рисования придется

обратится к услугам «образного» правого полушария.

Правое полушарие отвечает за то,

что мы видим реальность как

набор светов и теней,

цветных пятен и цельных образов.

Это оно помогает нам

принимать облака в небе за слоников, овечек

или рассматривать ковер и

видеть там сказочных персонажей.

Чтобы переключить восприятие правополушарный режим,

нужно постараться взглянуть на объект (пусть будет дерево)

в отрыве от наших логических представлений о нем.

Левое полушарие услужливо подскажет,

что дерево это

«одна толстая палка, из которой в стороны торчат палочки потоньше».

Правое полушарие видит,

что это дерево похоже на шар,

другое - на сеть, через которую светится голубое небо,

третье - на розовое облако.

Мы должны отбросить условности и символы,

не называя вещи «своими именами».

Теперь будем рассматривать любое дерево и вести внутренний диалог.

Что вы говорите себе, изображая дерево на бумаге?

«Вот ствол, вот большая ветка, вот от нее две маленькие ветки, вот листочки»-

это пример «левополушарного» внутреннего диалога.

А вы рисуя, должны говорить себе:

«Так, я вижу форму, вот ее край.

Тут граница формы, дальше она не идет.

(ВОСПРИЯТИЕ КРАЕВ)

Так, это плоский или объемный предмет?

Объемный.

Тут форма закругляется и уходит от нас вдаль.

Эта часть формы ближе к нашим глазам.

(ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА)

Я вижу, что верхняя часть формы светлее, чем окружающее пространство.

И верхняя часть светлее чем нижняя.

(ВОСПРИЯТИЕ СООТНОШЕНИЙ, СВЕТ И ТЕНЬ)

Кстати, чтобы понять, что светлее, а что темнее,

нужно сильно прищурить глаза и все станет ясно.

Прищур глаз помогает отсеять все детали и нюансы цвета,

оставляя только тональные отношения.

Так, а какое общее впечатление создает эта форма?

Она цельная и тяжелая?

Или легкая и ажурная?

Она округлая?

Изрезанная?

Динамичная или статичная?

Что я чувствую, глядя на нее?

(ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА)

Собственно, вот и весь секрет.

Учитесь смотреть и видеть, друзья!

Смотрите, наблюдайте,

задавайте себе вопросы по основным 5 пунктам

(края, пространство, соотношения,

свет и тень, целостный образ)

и старайтесь передать

видимую реальность на бумаге.