key.podolsk@yandex.ru

                      Инстаграм     

                ВКонтакте                       +7-917-55-10-777

 

Главная Статьи, заметки У ребенка должно…

У ребенка должно быть «розовое» детство, или Как подготовить ребенка к школе…

У ребенка должно быть «розовое» детство,

или Как подготовить ребенка к школе…

 Сейчас все, ну или почти все,  понимают важность готовности ребенка к школе. Такие  занятия проводят и в детском саду, и сами родители дома, многие детки ходят на занятия в Детские центры, да и школы ставят обязательным  условием посещение подготовки именно у них.

 Поводом для размышлений на эту тему послужила моя собственная жизнь, так как дочка уже закончила первый класс, я могу сделать первые выводы  и поделиться ими с вами, дорогие родители. Здесь мне поможет не только опыт мамы школьницы, но и большой профессиональный опыт педагога – психолога.

Однажды к нам в клуб, на пробное занятие пришел мальчик 5 лет. Мы познакомились, и он остался вместе с мамой. Первое время я с трудом понимала, что он говорит, переводчиком была мама,  и по тому, как она это делала, я поняла, что это для них нормально. Он не захотел играть в мяч вместе со всеми детками, просто стоял в кругу, даже не захотел произнести свое имя. Но, я прекрасно понимаю, что малыши все разные, и есть много деток, которым нужно время, чтобы освоиться. Так было и в этот раз.  К концу занятия он уже весело болтал, правда, все также на своем языке. 

Мальчику все очень понравилось, а мама захотела, чтобы я дала рекомендации, как психолог, исходя из своих впечатлений. Я рекомендовала им ходить на наши занятия регулярно, добавить логопеда и более подробную  психологическую диагностику. И ответ мамы был таков – «Вы слишком нагружаете детей!! Разве надо в 5 лет знать  про звонкие и глухие согласные, уметь считать в пределах десятка, понимать азы геометрии – лучи, прямые и ломаные линии??»

 Потом она продолжила – « У моего мальчика розовое детство! Ходить на такие занятия мы можем тогда, когда он САМ захочет. Он делает только то, что захочет; разговаривает тогда, когда ему нужно и с тем, с кем ему интересно» – так она объяснила его слабо развитые навыки коммуникации! – «НАМ такие занятия еще рано!!! В школе тогда будет не интересно!»

И тут я задумалась – а может она права? А что, если  ребенок будет Сам выбирать ЧТО, КАК и КОГДА ему узнавать новое??

Но эта мысль долго не смогла удержаться в моей голове)))

 Каждый день я вижу десятки малышей, которые получают разные знания, делают это с легкостью и удовольствием на наших волшебных занятиях, НО этот выбор сделали не они, а их папы и мамы, бабушки и дедушки, которые осознают важность многогранного развития своих малышей, и ценят каждый день, каждое занятие в нашем центре сегодня, а не ждут лучших времен – садика, школы,  института.

Но вернемся к нашим первоклашкам. Все-таки  есть общие требования к ребенку на разных этапах развития.  Хоть теперь и не усредняют детей, чаще видят и в саду, и сами родители, что дети имеют свой собственный темп развития, но все же есть нормы, на которые надо ориентироваться, чтобы понять – все ли хорошо с вашим ребеночком, где его  сильные стороны и заложен большой потенциал, а где идет отставание.

Как вы можете определить готов ли ребенок к школе?

Когда это надо делать?

        Определимся, что  входит в  понятие готовности к школе?

В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

1. Физическая готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Социально-психологическая готовность.

4. Эмоционально-волевая готовность

Первое, что надо сделать -  провести полный медицинский осмотр ребёнка. Физическая готовность – фундамент готовности к школе.  У ребеночка  изменится  привычный ритм жизни. И в первое время предстоит период  адаптации, для которого характерны изменения в поведении: может нарушаться сон, аппетит, наблюдаться повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость.  Это всё внешние проявления  физического и нервного напряжения, которые со временем проходят.  В среднем это может занять  2-3 месяца. Родителям важно в это время самим быть терпимыми и  внимательными к детям. Постепенно ребенок привыкнет к ритму школьной жизни, будет  меньше уставать; вернется его  ровное настроение.

Стоит обратить большое внимание на физическую  выносливость вашего ребенка. Ведь носить портфель в школе ему придется самому, а вес его, я вам скажу, не детский. По каждому предмету, а в 1 классе  их примерно 4,  будет и книга, и большая рабочая тетрадь. Вот и попробуйте положить это дома в пакет, посмотрите,  сколько это весит, и добавьте еще вес самого портфеля, сменки и пенала.

 Физически ребенок развивается во время прогулки на улице.  Сейчас во многих дворах есть даже спортивные тренажеры, которые может осилить 5-6 летний ребенок. Спортивные секции, танцы, плавание – все это и ребенку в радость, и будет отличным фундаментом для его начала школьной жизни. 

Некоторые родители думают: « Вот  в школу пойдет, будет большой, тогда и пойдем, на все эти занятия». По моему опыту, начинать новые серьезные занятия в первом классе, крайне сложно. Это невероятная нагрузка на психику ребенка. Конечно, если у вашего ребеночка есть все данные для музыкальной или спортивной школы, и берут туда только с 7 лет, то тут ничего не поделаешь. Но если есть возможность начать водить на эти занятия до школы, то лучше так и сделать.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе  предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

Сейчас и  в домашних условиях можно самому родителю провести такую диагностику, используя очень большой выбор тестов.

Но лучше  провести такую диагностику  вместе с психологом, в возрасте ребенка 5-6 лет, который сможет дать последующие рекомендации, скажет, на что нужно обратить внимание, и проведет занятия, в случае необходимости. И до школы у вас будет еще приличный запас времени.

Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.  

 Практически во всех школах родителей не пускают дальше входной двери, и дети сами должны добраться до раздевалки, переодеться, повесить одежду на СВОЙ крючочек, и вовремя зайти в класс. Но и там ему надо преодолеть ряд новых действий – справиться с содержимым его портфеля. А если этот портфель собирал не он, а мама или бабушка (с самыми добрыми намерениями), то для ребенка – это задача еще сложнее!

На первом родительском собрании учительница моей доченьки просила родителей научить детей быть внимательными к своей одежде, обуви. Теперь дети носят школьную форму, это для них ново и непривычно -  были случаи, когда мальчишки заправляли пиджак в брюки))! 

Зачем же ждать, когда ваш ребенок пойдет в первый класс, и на него одновременно свалятся новые обязанности?!  Ведь можно заранее, за год-два, каждый день давать возможность проявлять ему свою самостоятельность дома, в быту. Поручайте мелкие домашние дела (заправить кровать, протереть пыль, помыть чашку) то, что вы сделаете быстро, незаметно для себя, а ребенку надо будет немного потрудиться. Ну  и навыки самообслуживания должны быть на высоте – одеться, обуться и покушать самостоятельно.

  В нашей школе деткам предлагают завтрак после второго урока, и по желанию обед.  Были случаи у нас с дочкой, когда она приходила домой голодная, и не потому, что было не вкусно, а потому, что она просто не успела все доесть. Ведь учитель не стоит за спиной у каждого, и не говорит – кушай быстрее, не отвлекайся)).

Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

 Самым важным, на мой взгляд, является произвольное внимание. Можно быстро читать и считать, уметь размышлять и хорошо выражать свою мысль, но если не развито произвольное внимание, то результат в школе всегда будет плохой. Произвольное внимание -  это когда ребенку надо быть внимательным столько, сколько нужно, а не «выключаться», как только стало неинтересно или устал. 

Внимание без специальной практики не развивается. Именно благодаря произвольному вниманию ребенок становится способным к обучению.

Процитирую великого педагога К. Ушинского:  «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". 

Социальная готовность  предполагает  качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

При выполнении непривычных движений руками – мозг работает и  развивается намного активнее, чем при решении задач или трудных примеров.

Упражнения, развивающие мозг:

Включение в работу левой руки.

Подключение всех систем восприятия информации (запах, ощущения, движения).

Выполнение перекрестных движений.

Выполнение новых, непривычных нам действий.

Подводя краткий итог, можно выделить несколько ключевых моментов в готовности ребенка к школе:

Физическое здоровье.

Хорошо развитые познавательные процессы, особенно внимание.

Социальные навыки (уметь общаться, заводить новые знакомства, уметь постоять за себя и уметь проигрывать, самообслуживание)

  НУ и самое важное условие для успешной учебы в школе - это мотивация! Ее формируют родители. Не пугают школой (ну и как ты будешь учиться, двоечником будешь, дворником пойдешь работать), а дают ребенку установку, что учиться – это здорово, интересно, но  вместе с тем  и сложно.

Как настроить ребенка на учебу, как развивать то самое внимание, мы поговорим в следующей встрече, дорогие родители. 

 Если у вас есть вопросы, возникли сложности с подготовкой ребенка к школе  - всегда рады помочь

Вам в нашем Центре. 

Автор Оксана Фесько